Модели атрибуции
Отчеты в Google Analytics. СПАСИБО, что поделились этой страницей в соцсетях!
Google Analytics — руководство: ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
Модели атрибуции
Вся информация, которую мы рассматривали до сих пор, была
посвящена аналитике достижения целей, связанных непосредственно с последним источником взаимодействия. Вы уже хорошо
знаете, что пользователь перед принятием решения проходит по
сложной цепочке.
Модели атрибуции
По-хорошему, каждый рекламный канал вносит
определенный вклад в то, чтобы пользователь совершил покупку
или оставил заявку именно у вас. Инвестируйте деньги во все рекламные каналы. Одни из них помогают пользователю
совершить покупку, другие напоминают
о том, что вы в принципе существуете, так
как, помимо информирования об услуге,
есть стратегии узнавания и повышения
лояльности к бренду. Таким образом,
можно поделить все каналы на конверсионные и вспомогательные — и вы уже знаете, в чем разница.
163 Модели атрибуции
Хорошая новость заключается в том, что
можно аккуратно перераспределить ценность цели между каналами. Для этого
существует несколько различных моделей, а в целом процесс носит название
«атрибуция».
Существующие модели атрибуции представлены на рис. 4.10.
А вот так работает каждая из этих моделей (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Модель | Описание |
Последнее взаимодействие | Вся ценность конверсии присваивается последнему каналу |
Первое взаимодействие | Вся ценность конверсии присваивается первому каналу |
Линейная | Ценность конверсии равномерно делится между всеми каналами |
Временный спад | Ценность конверсии нарастает ближе к последнему каналу |
На основе позиции | Первый и последний канал получают по 40 % ценности конверсии |
Рассмотрим их подробнее.
Последнее взаимодействие и последнее непрямое взаимодействие — это модели, записывающие всю ценность цели на последний канал в цепочке. Даже если человек прошел 40 различных
164 Модели атрибуции
каналов, но в итоге купил с ретаргетинга в сети «ВКонтакте», все
деньги, которые вы заработали, будут приписаны в отчетах вашим
счетчиком аналитики только каналу Ретаргетинг «ВКонтакте».
Первое взаимодействие — вся ценность цели перераспределяется
на самый первый канал, на котором вы «зацепили» пользователя.
Очень удобно для выяснения того, откуда, собственно, люди вообще
узнают о вашем существовании или проводимой акции. Эту модель
часто используют крупные бренды типа Coca Cola — чтобы понимать, на каком этапе происходит первое касание.
Линейная модель — вся ценность целей делится поровну между
всеми каналами, приведшими к результату.
Временный спад — модель прекрасно подходит для анализа акций,
запуска новых продуктов — словом, событий.
На основе позиции. В этой модели первый и последний канал
являются ключевыми в цепочке. Первый говорит вам, что пользователь о вас просто узнал, последний — о том, что из этого канала
была совершена продажа. Каждый из них получает по 40 % от
ценности цели. Все каналы, которые находятся в середине данной
цепочки, никакой ценности цели не получают.
Представим, что у вас на сайте есть некая цель, приносящая после
каждого ее достижения 100 рублей. При этом вы используете три
канала: «Яндекс.Директ», баннерную рекламу и ретаргетинг, причем цепочка, приводящая клиента к покупке, выстраивается именно в такой последовательности. Распределение ценностей целей
в отчетах Google Analytics исходя из различных моделей атрибуции
представлено в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Модель | Ценность цели |
Последнее взаимодействие | «Яндекс.Директ» — 0 рублей. Баннеры — 0 рублей. Ретаргетинг — 100 рублей |
Первое взаимодействие | «Яндекс.Директ» — 100 рублей. Баннеры — 0 рублей. Ретаргетинг — 0 рублей |
Линейная | «Яндекс.Директ» — 33 рубля. Баннеры — 33 рубля. Ретаргетинг — 33 рубля |
Временный спад | «Яндекс.Директ» — 20 рублей. Баннеры — 30 рублей. Ретаргетинг — 50 рублей |
На основе позиции | «Яндекс.Директ» — 40 рублей. Баннеры — 20 рублей. Ретаргетинг — 40 рублей |
165 Модели атрибуции
Что же дают эти цифры?
Самая важная задача, которую можно решить с помощью модели
атрибуции, — правильно рассчитать рекламный бюджет. В самом
примитивном случае имеет смысл 80 % бюджета класть в канал,
приносящий деньги, а 20 % отправлять на каналы, напоминающие
пользователю о вашем существовании и носящие поддерживающий характер. Осталось выяснить, кто есть кто.
По-хорошему, при правильной модели атрибуции можно подсчитать, сколько конкретно денег приносит вашему бизнесу каждый
канал, какая у него доходность; после чего грамотно распределить
маркетинговый бюджет.
Предположим, у вас есть определенная сумма денег. Как ее поделить между каналами? Не пытайтесь угадать заранее. Основное
правило маркетолога: он никогда не выдумывает, а всегда тестирует. Если у вас есть три канала (SEO-продвижение, группа в социальных сетях и электронные рассылки) и 100000 рублей, поделите
на старте эти деньги поровну между каналами и наблюдайте, собирайте данные. Никто не сможет наверняка предсказать, какой канал
сработает лучше1
—-
Лукавлю. В большинстве случаев при хорошем трафике самый монетизируемый канал в мире (по данным semiliarweb.com) — SEO-продвижение.
Но он очень инертен и не всегда быстро окупается.
168 Модели атрибуции
Шаг 1. Распределение первоначальных бюджетов (табл. 4.3)
Таблица 4.3
Канал | Текущий бюджет, рубли / Тип канала / Распределение / Новый бюджет |
SEO | 33000 |
Социальные сети | 33000 |
Электронная почта | 33000 |
Шаг 2. Определение типа канала (отчет по ассоциированным
конверсиям)
По прошествии месяца сконфигурируйте отчет по ассоциированным конверсиям (рис. 4.11) и изучите его правую колонку, где, как
вы помните, находится соотношение ассоциированных и прямых
конверсий.
Рис. 4.11. Определение типа канала
Теперь вы знаете, какой канал у вас конверсионный, а какой —
вспомогательный. Четко видно: группа «ВКонтакте» имеет соотношение 30, то есть на нее приходится в 30 раз больше ассоциированных конверсий, чемпрямых.Это стопроцентно поддерживающий
канал, который напрямую денег не приносит, но следит за тем,
чтобы пользователи всегда помнили о вас.
167 Модели атрибуции
Остальные каналы имеют значительно меньшее соотношение,
поэтому мы их можем отнести к конверсионным.
Запишите выводы в таблицу.
Шаг 3. Определение доходности канала
Для этого вампотребуется отчет, который называется «Инструмент
сравнения модели атрибуции».
Конфигурация отчета выглядит так.
1. Перейти на вкладку Конверсии, далее — Атрибуции.
2. Переключить основной параметр на Источник или канал.
Для отображения отчета в том же виде, что и на рисунке, необходимо в таблице Сравнение выбрать две модели: Последнее непрямое
взаимодействие и На основе позиции и после этого поставить, как уже
показано на рисунке. Выберите отображение конверсий и их цен-
168 Модели атрибуции
ность в правом столбце, чтобы понимать, насколько меняются данные в зависимости от времени. Это и есть изменение ценности
конверсии. Тогда вы будете видеть доходность в деньгах.
Данный отчет можно выстраивать по разным ключевым словам,
источникам рекламы, рекламным кампаниям — словом, вариантов
очень много.
Шаг 4. Перераспределение бюджета с учетом собранных данных
А теперь скопируйте ценность конверсии на основе позиции в соответствующую колонку таблицы, выведите показатель ROI и определите процент от общего дохода.
Дальше, я думаю, действия понятны: имеющиеся средства нужно
распределить по каналам — в зависимости от того, какой процент
от общего дохода дает тот или иной источник или канал.
Фишка. Если у вас есть свободные деньги и все каналы работают
в плюс, просто инвестируйте больше денег в те каналы, которые
имеют наибольший возврат инвестиций. Если свободных денег нет,
что часто бывает при квартальном бюджетировании, а результат
улучшать нужно, то просто переложите деньги из одного канала
в другой в соответствующей пропорции. Например, в социальных
169 Модели атрибуции
сетях плата обычно идет за пост. Вы можете уменьшить количество
постов и платить работнику меньше денег. На освободившиеся
деньги можно докупить ссылок для SEO или написать побольше
статей. С электронной почтой тоже понятно: количество рассылок
можно уменьшить или увеличить.
Самое приятное в том, что при неизменном бюджете для всех каналов вы будете получать заметно большее количество заявок.
170 Модели атрибуции
Google Analytics #GoogleAnalytics #сео #seo
БЕСПЛАТНЫЕ книги, учебники, обучающие видео и много чего полезного!